03.09.2021
Профессиональный стандарт для педагогов системы дошкольного, начального и среднего общего образования 01.001, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 года, регистрационный N 30550, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других образовательных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.
Основная задача, поставленная перед профессиональным стандартом – помочь образовательным учреждениям набрать подходящий для работы с детьми профессиональный штат.
Профстандарт педагога (воспитателя) включает в себя следующие структурные части:
Общие сведения о профстандарте
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
Функциональная карта
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: обучения; воспитания; развития.
Характеристика функций
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
Неудивительно, что профстандарт воспитателя считается обязательным, ведь к обучению детей дошкольного возраста можно допускать только настоящих профессионалов, чей кругозор не ограничен базовыми педагогическими умениями.
В частности, воспитатель должен обладать следующими навыками:
- Умение применять методы перехода от игры к образовательной программе;
- Обеспечивать учеников всеми необходимыми условиями для наиболее благоприятного и эффективного восприятия информации;
- Умение находить подход к детям дошкольного возраста и вызывать у них доверие;
- Готовность нести ответственность за малолетних подопечных;
- Умение принимать во внимание индивидуальные качества каждого отдельно взятого ребенка и разрешать вопросы, которые выходят за границы образовательного процесса.
Профессия «Воспитатель детей дошкольного возраста» предполагает не только наличие вышеперечисленных навыков, но и наличие соответствующего образования. У работника должно быть документальное его подтверждение.
Данная профессия имеет массу дополнительных ограничений. Так, к работе не допускаются: лица, которым ранее было запрещено заниматься педагогической деятельностью по решению суда; недееспособные граждане; лица, имеющие заболевания, которые предусмотрены в специальном перечне.
Уровень квалификации воспитателя.
К работе воспитателем допускаются лица, имеющие пятый или шестой уровень квалификации. Для получения данных уровней квалификации выдвигаются следующие требования: Пятый уровень квалификации предполагает наличие среднего профессионального образования по соответствующей специальности или же начальное профессиональное образование по программе, предусмотренной в профстандарте с дополнительной переподготовкой; Шестой уровень квалификации обязывает работника иметь высшее образование как минимум по программе бакалавриата или же среднее специальное образование. Он требует от специалиста не просто осуществления и реализации готовых образовательных программ, но и умения находить новые способы решения тех или иных задач.
Профстандарт младшего воспитателя.
Для младшего воспитателя профессиональный стандарт выдвигает менее жесткие требования. Достаточно будет иметь среднее профессиональное образование. Прохождение программы бакалавриата для работы на должности младшего воспитателя не требуется. К опыту работы также никаких требований не предъявляется.
Итак, профессиональный стандарт педагога дошкольного учреждения – это обязательный профстандарт, который предъявляет определенные требования и предполагает высокую квалификацию сотрудников. Игнорировать его положения при приеме на работу сотрудников работодатель не имеет права.